Любой человек нашего поколения, оказавшись в Праге, и проведя достаточное количество времени на экскурсиях, или же простых пеших прогулках, несомненно оценит всю красоту и великолепие здешних достопримечательностей. Не нужно обладать глубокими историческими знаниями, или богатой фантазией для того, чтобы вообразить всю пышность той эпохи. Большинство наиболее значимых архитектурных строений и исторических памятников было возведено именно во времена феодального строя. Немыслимое количество разнообразных залов, дворцов, летних резиденций, домов шляхты и зажиточных горожан даст возможность почувствовать атмосферу тех времен и с головой в нее погрузиться. Прага — это наполовину старинный, и наполовину современный город, в лабиринтах улиц которого таится множество следов тысячелетней истории.
Самой старинной частью Пражского Града является романский Собеславский дворец вместе с нижней частью Часовни Всех Святых. С этой часовней связано множество исторических событий, произошедших в этих священных местах, поэтому она считается одним из самых значительных памятников Града. Изначально это здание было возведено в романском стиле, и являлось личной часовней правителя. Для удобства она примыкала к дворцу. Во время правления Карла IV здание было реконструировано. Для выполнения этой задачи был привлечен зодчий, который ранее возвел над Влатвой легендарный Карлов мост. Его звали Петр Парлерж. После перестройки, которая началась в 1370 году, и длилась почти семнадцать лет, здание часовни стало превосходить по своей красоте даже Храм св. Вита. В XVI столетии строение сильно пострадало во время пожара в Граде, в связи с чем его пришлось опять реконструировать.
Владиславский зал, также расположенный в Граде, считается самым большим среди подобных сооружений во всей Европе: его длина составляет 62 метра, а ширина — 16 метров. На его постройку ушло почти тринадцать лет (с 1487 по 1500), но эти годы никак нельзя считать упущенными. Возведением этого зала занимался архитектор Бенедикт Рейт из Пистова. Зал был настолько просторным, что здесь очень часто проводились турниры, да еще и какие! Площадь помещения позволяла каждой команде выставлять по тринадцать всадников. На время проведения турниров, либо других торжественных мероприятий, посетителям разрешалось въезжать в зал верхом.
Предводители чешских сословий, в 1547 году организовавшие бунт против Габсбургской династии, вызывали именно сюда, во Владиславский зал. Горожане были сурово наказаны: все граждане в принудительном порядке сдали оружие и взяли на себя обязательство платить очень высокий налог с продаж пива, вина и солода. Помимо этого многие граждане были лишены владений и доходов. Решение о принятии таких мер наказания и наблюдение за их исполнением возглавил Фердинанд I.
Легендарный Старый сейм (Sněmovní síň) никогда не был обычным зданием, поэтому его историческая значимость весьма велика. Этот зал, примыкающий к Владиславскому, увенчан роскошным сетчатым сводом, в силу чего относительно небольшое помещение создает впечатление небывалой монументальности. События, происходившие в этих стенах также никогда не были заурядными. Так, например, в свое время здесь располагался земельный суд. Благодаря крайне решительной позиции чешских сословий в своем стремлении добиться рассмотрения вопроса о гарантиях свободы религии, в 1600 году именно в этом зале проводилось соответствующее совещание и, собственно, решение возникшей проблемы. Впоследствии, Рудольф II, правивший Чехией в то время, подписал свою знаменитую грамоту.
В этих стенах размещалась и Государственная канцелярия. Вынесение приговора пану Боржите из Мартиниц и пану Славате из Хлума, а также, его исполнение происходило именно здесь: они по очереди были выброшены на улицу из окон этого зала. Участь второго была куда хуже, нежели первого. Боржите посчастливилось отделаться одним лишь позором и парой синяков, тогда как Славата, цепляясь руками за карниз, и таким образом пытаясь избежать падения, получил несколько ударов ножом по пальцам. Эти удары заставили наместника разжать пальцы, и он повторил судьбу своего товарища по несчастью. Значительных повреждений он также не получил, если не брать во внимание столкновение с карнизом окна нижнего этажа. Это положило начало восстанию сословий, впоследствии переросшему в военный конфликт огромного масштаба — тридцатилетнюю войну, в которую впервые пришлось вмешаться большинству стран Европы.
Знаменитая казнь 27 организаторов сословного бунта, состоявшаяся на Староместской площади была осуществлена по решению, принятому там же, в бывшей Канцелярии. Казнили этих чешских панов в 1621 году, по приказу Фердинанда II, решившего таким образом отомстить сословиям за второй бунт против династии Габсбургов.
Времена правления Рудольфа II увековечены в Испанском зале, длиною в 50 метров.
К нему прилегает Картинная галерея, в которой собраны знаменитые коллекции правителя.
Такое название Испанский зал получил при Рудольфе II. Во время визита в Прагу король Испании Филипп II останавливался именно здесь, а после того, как он преподнес чешскому правителю «Орден золотого руна», Рудольф II в качестве благодарности назвал зал испанским.
Строительство этого здания было завершено практически в одно время с окончанием возведения галереи — в конце XVI столетия. После этого здания не раз перестраивались, что привело к уничтожению большинства фрагментов первоначального оформления помещений, выполненных в стиле ренессанс. После реконструкций 1667 и 1791 года, здания обрели характер барокко. Эти залы использовались, и используются по сей день для проведения переговоров и различных торжественных мероприятий. Также здесь принимаются многие государственные акты.
Строились и развивались дворцы не только в Граде. Беря пример с построек, возведенных во дворе, шляхтичи сооружали дворцы как поблизости с Градом, так и в самом городе. Дворянские резиденции активно перемещались еще и по той причине, что шляхте приходилось в корне менять свой образ жизни. Средневековый Град со временем перестал выполнять свои прежние функции. Шляхтичи стали искать защиты в стенах городов, так как прежние резиденции, которые зачастую располагались на утесах и горных склонах, сильно ограничивали жизненное пространство, что негативно сказывалось на обороноспособности таких замков. Отдельные замки перестали быть неприступными, поскольку противники все чаще действовали хитро: подкопы и взрывчатые вещества не давали возможности отбиваться от атак осаждающих.
Описаные события выпали на самую светлую из всех предыдущих эпоху — эпоху возрождения. Эти времена отличались от прежних, в первую очередь, переменой отношения к человеческой личности, которая тогда стала мерилом всех ценностей. По всему городу появлялись всевозможные фронтоны, овальные аркады и просторные, полные воздуха, помещения. Классикой архитектуры той эпохи можно смело считать строения, которые находятся на территории Пражского Града, а также, по соседству с ним. В те годы в Праге насчитывалось около 3000 домов, что человеку нашего поколения, скорее всего, даст повод считать город незначительным, однако даже тогда чешская столица по численности населения в три раза превосходила многие другие столицы.
Еще одно достопримечательное строение, находящееся в Пражском Граде называется Бельведер. Также его называют «Летним дворцом королевы Анны». Этот дворец был построен по указу Фердинанда I, который, по всей видимости, был первым из монархов Габсбургской династии, кто по достоинству оценил все великолепие итальянского ренессанса. Правитель приказал заложить новый сад, а также, расширить ареал Града, вследствие чего часть Оленьего рва оказалась внутри Королевского двора, поскольку его северная стена была значительно перемещена. Часть образовавшегося свободного места внутри стен Града Фердинанд I определил под летний дворец, а оставшуюся неиспользованную территорию велел застроить разнообразными строениями для развлечения дворян. Здесь появился львиный двор, манеж и тир.
Летний дворец представляет из себя невысокое здание, окруженное летними аркадами, выполненными в североитальянском стиле. Над аркадами — широкий балкон. Верхний этаж строения прикрыт пантинированной крышей, которая многим похожа на крышу Национального театра (это вовсе не удивительно, поскольку его возведением занимался тот же архитектор — Зитек). Летний дворец включен в список самых прекрасных построек такого рода, причем не только на территории Чехии.
Возведение этого дворца было начато в 1536 году и затянулось аж на 24 года. XVIII век чуть было не лишил Прагу этого великолепного строения, поскольку на протяжении некоторого время, по решению Иосифа П, в нем располагалась артиллерийская лаборатория.
Еще одно подобное строение, возведенное примерно в то же время располагается на окраине Праги. Строительство этого дворца было инициировано эрцгерцогом Фердинандом Тирольским, и началось в 1555 году. Здание называется «Летний дворец Звезда« и построено, соответственно, в форме шестиугольной звезды. Несложно догадаться, что и интерьер здания — столь же своеобразен, как и его форма: над двенадцатиугольным залом расположились ромбовидные покои. Внутренние стены зала «Звезды» украшены уникальными штукатурными работами: на своде расположено 344 различных фрагмента, в исполнении каждого из которых заметен свой мотив. На этих украшениях изображены всевозможные аллегорические фигуры, цветы и вазы, птицы и животные, растительные орнаменты, фрукты, а также, многочисленные сцены из мифологии. Помимо всего прочего, этот дворец, расположенный в заповедном лесу на самом краю города, является напоминанием о битве 8 ноября 1620 года. В этот день состоялась решающая схватка чехов и Моравов. Сражение армии Фридриха Пфальцкого с войсками Фердинанда II было названо белогорским и имело роковые последствия.
Ренессанс постучался и в двери Пражского Града, причем задолго до этих событий. Доказательством тому можно считать четырехгранные окна во Владиславском зале, ведь в этой части Европы такие элементы ренессанса появились самыми первыми. На Градчанской же площади, расположенной неподалеку от Града, по указу Яна из Лобковиц было начато возведение еще одного элитного дворца, фасад которого был декорирован по распространенной в те времена технике — сграффито. Создание изображений сграффито начинается со штукатурки, которая наносится на украшаемую поверхность тонкими слоями, каждый из которых имеет свой цвет. Затем выводится само изображение, и в зависимости от глубины прорисовки, обнажается тот или иной слой.
Это здание было родовой крепостью Шварценбергов, которую украшал великолепный карниз. Вершина здания увенчана высокими фронтонами. Высоченный фронтон, обрамленный волнистыми линиями и полукругами, делится на несколько частей горизонтальными карнизами. В наши дни этот памятник архитектурного искусства является неотъемлемой частью панорамы города.
Тогда и зародилось то архитектурное направление, которое сейчас зовется чешским ренессансом.
Менялся и стиль строений, возводимых горожанами. После пожара 1541 года, в результате которого почти вся Мала Страна превратилась в обгоревшие развалины, началась волна активного строительства. В первую очередь восстали над разрушенным городом дома зажиточных горожан, расположившиеся вокруг Староместской площади. Лучше всех до наших дней сохранился наиболее значительный из них — Дом Якуба Грановского из Гранова, который стоит на этом месте с 1560 года. До этого здесь располагалось здание Унгельта — своеобразной таможни. Эта площадь была сосредоточением всей торговли пражан с другими странами, поэтому приезжие купцы должны были демонстрировать на таможне все привезенные в город товары. Также на таможне взвешивался и облагался налогами и вывозимый товар. Со временем, когда здание перестало выполнять свои функции, Фердинанд I передал его в распоряжние семьи Грановских из Гранова, а те в свою очередь перестроили сооружение по своему вкусу. Результатом реконструкции стало превосходное строение в стиле ренессанс, остающееся таковым и по сей день. У постройки было два крыла: мещанский дом, и дворец. Соседями Грановских были Якуб и Октав Страдам — управляющие рудольфинских коллекций.
Ни для кого не секрет, что эпоха барокко принесла в чешскую столицу гораздо больше новых сооружений, чем какая-либо другая. Это направление в строительстве и архитектуре широко распространилось по Чехии в 1620 году. Перемена стиля всегда длится долго, и в каком-то смысле напоминает упорное наступление и вытеснение одного другим. Этому процессу, несомненно, поспособствовала и победа католицизма, все-таки вернувшегося в страну благодаря усилиям императорского генералитета и придворных. Императорский военачальник Альбрехт из Вальдштейна был первым, кто сделал смелый семимильный шаг в новую эпоху. Для того, чтобы освободить необходимую для своего Малостранского дворца (Вальдштейнский дворец) территорию, ему пришлось снести 26 домов, кирпичную мастерскую и до основания разрушить несколько садов. Сам же великий военачальник погиб вскоре после завершения постройки дворца, в 1633 году. На территории этой постройки расположен огромный Вальдштейнский сад, пять внутренних дворов, и шесть ворот. Альбрехт Вацлав Эусебиус из Вальдштейна намеревался затмить красотой и величием своего дворца великую королевскую резиденцию, а вместе с ней и все шляхетские дворы в столице. При въезде во дворец военачальника сопровождал эскорт, который можно было смело сравнивать с королевским: состоял он из пятидесяти человек, шести десятков пажей, шестерых шляхтичей и шестерых рыцарей.
Малостранские дворцы стали первыми монументальными светскими строениями столичного барокко. Грандиозный успех в этом деле выпал на долю итальянского зодчего Франческо Каратти. В 1669 году под его руководством началось строительство гигантского дворца для пана Гумпрехта Чернина из Худениц. Сейчас в этом здании располагается министерство иностранных дел, а в те времена это строение звалось Чернинским дворцом. Длина фасада постройки составляет 150 метров, и по всей его длине от земли и до самого верха последнего этажа простираются великолепные колонны, разделяющие лицевую часть здания на множество равных отрезков. Этот шедевр архитектурного искусства, впечатляющий своей монументальностью, послужил для светской архитектуры в столь же значительной мере, в какой послужил церковной архитектуре Храм св. Микулиша.
Возводилось великое множество строений, в той или иной степени похожих на те, что были описаны ранее. Хорошим примером одного из таких строений может послужить Дворец Яна Вацлава Галласа, сколотившего солидный капитал на военных поставках. Автором проекта этого дворца был знаменитый архитектор венского барокко Ян Фишер из Эрлиха. Расположился же дворец в том месте, где ныне находится улица Гуса, в Старом Месте. Это строение, получившее название Клам-Галласова дворца, причисляют к ряду наиболее значительных среди ему подобных построек той эпохи. Фасад здания украшен фигурами двух гигантов, которые являются опорой для балкона. Если же войти внутрь дворца, можно увидеть самую монументальную лестницу в столице Чехии. Скульптуры, украшающие фасад здания — творение рук того же мастера, который украшал и некоторые пражские мосты — Матиаша Брауна.
Еще один дворец в Праге был построен на средства, заработанные на войне: в 1640 году сын мясника, Павел Михна из Вацинова приобрел старый летний дворец ренессансного стиля, после чего реконструировал его. Это строение (Михнов дворец) находится на Уезде. Архитектор, занимавшийся возведением этого объекта сумел создать впечатляющий дворец. Наиболее удачно в нем вышли просторные залы, выполненные в стиле раннего барокко.
Некоторое время спустя, художественная концепция Праги стабилизировалась. Величественные образцы стиля барокко, появившиеся ранее стали сочетаться с живописными фронтонами мещанских поместий. Архитекторы добились хороших успехов в своей сфере, научившись использовать непростой рельеф столицы. Таким образом, случайное нагромождение домов и склонов под Градом стало преобразовываться в уникальный архитектурный комплекс. Эти времена сказались на панораме чешской столицы гораздо больше, чем все предыдущие эпохи. Не остался в стороне и Пражский Град. На площади перед Королевским двором был возведен Архиепископский дворец, а затем и Национальная галерея.
Замыкающим звеном площади выступает Тосканский дворец, сооруженный по проекту архитектора А.К. Матея, стал впоследствии резиденцией герцогини тосканской. Это здание, несущее на себе пару башен, украшено фигурами всевозможных мифологических персонажей, а его фасад смотрит в сторону Матиашовых ворот Града. Сам же королевский двор, долгие годы представлявший из себя целое скопление дворцов и башен, объединился в одно целое, и, в итоге, резиденция чешского правительства превратилась в цельный массив.
Дворцы и подобные строения продолжали появляться внизу, в самом городе, однако большая их часть вырастала именно на Малой Стране. Поблизости с Вальдштейнским дворцом был возведен Коловратский, во времена первой республики служивший резиденцией правительства. Здесь же проходили переговоры 1938 года, в результате которых Чехия на тот момент капитулировала.
Дворец, возведенный по проекту архитектора Сантини, и названный впоследствии Ледебурским, вмещал на своей территории роскошные сады-террасы, благодаря которым он и обрел свою славу.
Еще один, Палфиовский дворец — нерушимое напоминание о Вольфе Вилеме из Ламинтера, одном из его владельцев, который в свое время стал собственником Долмажицкого града путем его конфискации.
Нельзя не упомянуть и Лобковицкий дворец, воздвигнутый в самом конце Влашской улицы. Сад, расположенный на его территории относился к числу самых крупных садов барочного стиля в столице.
В общем и целом, количество зданий в Праге, построенных в стиле той эпохи, огромно. Наиболее же значительные из них — это Дворец Смиржицких (Дом «У Монтагу), расположенный на Малостранской пощади, который до наших дней дошел таким же, каким он был еще в 1763 году, после последней реконструкции.
Если внимательно рассматривать Карлову площадь, на южной ее стороне вы обязательно заприметите Дом Фауста. Это здание было построено в эпоху ренессанса, в соответствии с архитектурой тех времен, а затем, его облачили в одежды барочного стиля, пристроив также мансарду. Реконструкция этого здания осуществлялась приблизительно в 1740 году, а руководство этим процессом, по всей вероятности, осуществлялось одним из мастеров, входивших в окружение Динценгофера. Такой вывод напрашивается по той причине, что отдельные фрагменты дома Фауста обладают поразительным сходством с деталями, использованными при возведении Костела св. Яна, который считается одним из наиболее значительных шедевров, созданных Килианом Игнацем Динценгофером.
История возникновения легенды о Фаусте также должна вызывать немалый интерес. Прежде всего, ее существование обусловлено, скорее всего, тем, что в судьбах многих людей, проживавших в этом доме, было немало интересных фактов и загадочных событий. В первую очередь, стоит упомянуть Вацлава, князя Опавского, который еще в XIV столетии, живя в этом доме, нешуточно увлекался естественными науками. Далее скажем несколько слов об английском алхимике Эдуарде Келли. Этот персонаж лишился ушей еще находясь в Англии — таким образом он был наказан за фальсификацию документов. Перебравшись в 1590 году в Чехию, и поселившись в этом доме, мошенник продолжал свою не добропорядочную деятельность уже в сфере алхимии. В XVIII же столетии здесь поселился Младота из Солопыск. Он испытывал неудержимое влечение к механике и химии, поэтому у него в доме было несметное множество всевозможных приспособлений, которыми хозяин развлекал своих гостей. Само же название «дом Фауста» появилось гораздо позже, приблизительно в 1840 году, после публикации в журнале «Властимил» запечатленных на бумаге фантазий Иромира Ворнятко. Автор соединил жизнь доктора Фауста с судьбой студента Яна Штястного из Кутной горы, который перевел свою фамилию на латынь как «Фаустус» — «счастливый». Во время гуситской войны Штястный, спасаясь, бежал из Праги. Рассказы очевидцев гласят о том, что его забрал с собой дьявол.
Проходя по улице Целетной несложно заметить очаровательное здание — Дом «У Сикстов». Это строение косвенным образом связано с трагедией всего чешского народа — поражением в белогорской битве. С 1567 года это здание принадлежало канцлеру Старого Места Сиксту из Отгерсдорфа, который участвовал в знаменитом восстании сословий 1547 года. Со временем его потомок Ян Теодор принимал участие во втором аналогичном восстании, состоявшемся в 1613 году. После их поражения, пан Сикст, и еще 27 других предводителей этого бунта были осуждены на смертную казнь — им всем предстояло остаться без головы, однако, Ян Теодор был помилован. В 1626 году он покинул родину, а его дом перешел в собственность к писарю Чешской Канцелярии Филиппу Фабрициусу, который на Граде был выброшен из окна вместе с двумя наместниками. Об этом доме ходит много слухов, многие из которых говорят о спрятанных здесь несметных сокровищах, оставленных здесь Сикстами перед отъездом из страны.
Похвастаться немалым количеством интересных строений, о которых также слагают легенды может и Нерудова улица. Эти невероятные истории, слухи и прочие выдумки берут свое начало еще в том времени, когда улица называлась Оструговой, а, возможно, и еще раньше. (до этого Остругова улица носила название Крокевна)
Первым делом поговорим о Доме «У двух солнц», который является одним из самых очаровательных на этой улице. Проходя мимо невозможно не обратить внимание на роскошные фронтоны этого здания, выполненные в стиле раннего барокко. Здесь когда-то проживал Ян Неруда.
Также здесь расположен дом, который называют «У осла в колыбели» (в доме находится «Музей алхимиков и магов старой Праги«), или «Тихий дом».
Если взять во внимание дворцы, расположенные на этой улице, больше всех остальных будет, несомненно, выделяться Бретфельдский дворец. Это строение когда-то было местом обитания одного крайне предприимчивого человека — графа Бретфельда. Этот человек любил действовать нестандартно, благодаря чему ему удалось из книг и картин ликвидируемых монастырей собрать в своем доме отличную библиотеку, а также, великолепную картинную галерею. Он нередко устраивал балы, на которые помимо прочих важных гостей нередко являлся авантюрист Казанова, и даже сам Моцарт.
Пришло время упомянуть ту непродолжительную эпоху в истории архитектуры, которая называлась рококо. Строения этого периода — салоны с обстановкой, создающей интимную атмосферу, а также прекрасные будуары. Крупные статуи мифических персонажей, геркулесов и святых сменяются амурами и улыбающимися детскими фигурками, несущими в руках блюда, факелы, или же золотые орнаменты, выполненные в виде раковин. Эти раковины французы называют «rocalle» — так этот термин и дал название эпохе. Рококо — не столько архитектурный стиль, сколько новое понимание планировки интерьера. В чешской столице следы эпохи рококо присутствуют в достаточном количестве. Хороший тому пример — фасад Архиепископского дворца на Граде. Также стоит упомянуть Дворец Гольц-Кинских, который, несомненно, входит в число прекраснейших пражских построек. Его строительство было поручено итальянскому мастеру Анселму Лураго. Проект для возведения этого здания был создан Килианом Игнацем Динценгофером. Этот дворец, украшенный статуями мифологических персонажей, изготовленных в мастерской Платцеров, вырос на Староместской площади.
Нельзя обойти стороной и дворец, носящий имя Сильва-Тарокки (Palác Sylva-Taroucca). В возведении этого здания участвовало также два серьезных архитектора. Неописуемой красоты строение, выполненное в стиле барокко, скомбинированного с рококо, поднялось в Праге в 1751 году, через восемь лет после начала строительства. На территории этого творца имеются три двора, соединяющиеся друг с другом. Фасад же, как и у Дворца Кинских, украшают скульптуры из мастерской Платцера. Попасть во внутренние покои можно поднявшись по роскошно отделанной в стиле рококо лестнице.
Рококо, как стиль утратил свою актуальность очень быстро. Эта эпоха продлилась гораздо меньше остальных, а тем более, в Праге. А всё потому, что в середине XVIII века город из столицы превратился в провинцию. Следы ампира оставили еще меньше следов в этом городе. Этот стиль, характеризующийся, в основном, спокойными, и достаточно строгими формами, классического вида колоннами с тимпаноном на вершине, а также фронтонами треугольной формы так и не стал популярным, поэтому ампирных зданий, достойных уважения не так уж много. В их число входит Летний дворец Кинских (Letohrádek Kinských), возведенный в саду Кинского дворца на смиховских склонах.
Из типично городских построек можно отметить дом на Национальном проспекте под названием Платиз. Когда-то о нем шла молва будто каждый час он приносит дукат. Первое строение на этом месте было возведено, скорее всего, еще во времена правления Карла IV князем Бургундским, после чего сооружение постоянно перестраивалось и изменялось, а количество различных украшений на нем постоянно пополнялось. Интерьер этого дома и поныне хранит в себе элементы эпохи ренессанса: характерная тем временам роспись, потолок с балками, а также, ампирные колонны в одной части здания. Имя, которым ныне величают этот многовековой дом, было ему присвоено в честь Яна Платейса из Платтенштейна. Это здание было первым доходным домом Праги, а до 70-х годов минувшего века и вовсе являлось самым масштабным в городе строением такого типа.
Первые шаги сецессии, датирующиеся рубежом XIX века, а также, первыми 10 годами XX столетия дали новое направление художественным проявлениям. Его породило неведомое раньше понимание как самой архитектуры, так и образа жизни в целом. Основным отличием от эпохи XIX века, во времена которой здания возводились с ноткой псевдоготического стиля, а всё новое черпалось архитекторами из уже отцветших стилей, таких, как рококо и барокко, сецессия существенно отличалась способом подбора деталей, украшающих интерьер постройки. Здесь бралась во внимание, непосредственно, внутренняя структура здания, дабы фрагменты декора не просто вписывались, а еще и были бы органическим продолжением интерьера. Каждый строитель решает вопрос декорации по-разному. Архитекторы сецессии практически полностью перестали пользоваться элементами прежних стилей, которые к тому времени уже считались архаичными. Поэтому на стенах домов стали появляться орнаменты растительного характера, чаще всего изображавшие цветы. Образцы для таких орнаментов черпались из богатого опыта японских мастеров. Наиболее распространенными узорами на новостройках стали кувшинки, лотосы, калужница, омела и вьюнок. Вытянутые в длину листья можно было заметить на стенах многих домов. Узоры тянулись, переплетались и заканчивались большими цветками. Помимо растений встречались и представители фауны, а также, рельефные скульптуры или женские фигуры.
Из палитры цветов доминировали такие, как нежно розовый, зеленый и фиолетовый. Если говорить более конкретно, то наилучшими примерами зданий, возведенных в стиле сецессии, будут, конечно, Общественный дом и Главный железнодорожный вокзал, внутри которого умещался огромный зал, увенчанный внушительным металлическим куполом.
Помимо всего прочего, в период сецессии было построено множество домов для горожан. Отдельное внимание стоит уделить зданию под названием «Глагол». Оно было сооружено в 1905 году, и располагается на набережной Готвальда, поблизости с Национальным театром. Эта строение — наилучший пример классической застройки эпохи сецессии. Здание держит на себе множество мемориальных досок, хранящих его историю.
На данный момент в пражской архитектуре преобладает конструктивизм. Это направление подчеркивает наглядность строения. На первое место здесь выходит целесообразность, а наличие поверхностного украшения отметается вовсе.
Работа ведущих архитекторов времен первой республики подарили городу Здание Центрального совета профсоюзов, расположенное на Жижкове, которое изначально было пенсионным управлением. Самые первые проекты Йозефа Гавличенка и Карела Гонзика вызывали массу вопросов, и это можно понять. Подавляющее большинство придерживалось того мнения, что белый дворец, построенный из железобетона будет слишком контрастировать с серыми и невзрачными окрестными строениями. Оба архитектора твердо стояли на своем, смело заявляя, что дворец будет первой ступенькой в лестнице, ведущей к обеспечению благоустройства, пройти по которой необходимо в любом случае. В итоге, с 1933 года в Праге высится дворец, возведенный в точности по тому проекту, который изначально и выдвигался архитекторами на рассмотрение.
Дворцов, замков и других архитектурных памятников, навсегда вошедших в историю, в Праге настолько много, что на одно их перечисление ушла бы масса времени, а для того, чтобы их все посетить, Вам придется на длительный промежуток здесь поселиться. Столица Чехии полнится строениями, обладающими крайне удивительными знаками, являющимися в то же время своеобразными символами домов, по которым их узнают. Отличным тому примером выступит реконструированный в стиле позднего барокко дом «У двух золотых медведей» (Dům U Dvou zlatých medvědů), расположенный на углу Кожной и Мелантриховой улицы, до которого рукой подать от Староместской ратуши (если двигаться в направлении Вацлавской площади). Это строение привлекает внимание прохожих великолепием ренессансного портала. Поток туристов, стремящийся к этому дому постоянно, был бы столь же оживленным и многочисленным, каким он сейчас и является, даже если бы он не был домом «неистового репортера» Этона Эрвина Киша.
Также не стоит упускать из виду старый пражский универмаг фирмы «У Ротта», расположенный на Малой площади, реконструированный в прошлом столетии в стиле ренессанс.
На этой площади достойными внимания являются почти все дома, поэтому рассмотреть их будет только в удовольствие. Если кратко их перечислить, получится примерно такой список: Рихтеров дом (Richtrův dům), «У золотой лилии», «У золотой Короны» и т.д.
Продолжая разговор о пражских дворцах, стоит упомянуть и о Морзинском. Отправляясь колесить по городу постарайтесь выделить немного времени, чтобы полюбоваться этой достопримечательностью. Фасад этого здания четко демонстрирует черты, характерные архитектуре эпохи барокко. После издания патента о веротерпимости, именно здесь была открыта первая в Праге протестантская молельня.
Продолжать перечисление и описание пражских достопримечательностей можно бесконечно, однако, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Углубляясь в историю создания и дальнейшего развития архитектурных строений Праги, появляется достаточно четкое представление о жизни в этом городе (а также, во всей стране в целом) в те времена. Становится понятной культура, нравственность и всеобщая атмосфера в стране. Памятники архитектуры чешской столицы, будут для Вас не просто роскошными достопримечательностями — они также поведают Вам всю тысячелетнюю историю города, и сделают это так, как никто другой.
Сами пользуемся, поэтому рекомендуем: бронируем авиабилеты на Aviasales и отели на Hotellook, смотрим экскурсии на Sputnik8, Weatlas или Tripster. Страховку оформляем на Cherehapa. Арендуем авто на EconomyBookings. Еще можно купить Ж/Д билет на Rail Europe и на автобус Flixbus. Если нужно (например, чтоб организовать шоп-тур), покупаем пакетные туры на Travelata. |