Муниципальный дом

Оцените статью: 1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...

Одно из самых любопытных зданий Старого Места в Праге – это Муниципальный дом. Он возведен на том самом месте, где в Средневековье (ок. 1383 г.) был Королевский двор, повидавший немало исторических событий на своем веку: здесь недолгое время жил король Сигизмунд, скончался Ладислав Постум, отсюда брала начало коронационная процессия Йиржи Подебрадского. В 1631 г. Королевский двор был выкуплен кардиналом Эрнстем Гаррахом для создания духовной семинарии для архиепископов. После падения Ордена Иезуитов на месте духовной семинарии разместили казармы по распоряжению военного ведомства. В 1896 г. их сменило кадетское военное училище, а в начале XX в. Королевский дворец и вовсе был разрушен.

Пражский муниципалитет принял решение о постройке нового здания, которое бы служило общественным целям и представляло наилучшим образом столицу королевства. В 1903 г. был организован конкурс для выбора архитекторов, которые возьмут на себя ответственность по строительству Муниципального дома. В конце концов, после долгих колебаний жюри выбрало для создания проекта архитекторов Антонина Балшанека и Освальда Поливке. Спустя год после утверждения проекта началось строительство (в 1905 г.). На возведение здания ушло 6 лет.

Муниципальный дом оказался в самой гуще общественных и значимых исторических событий. Здесь в 1918 г. была провозглашена «Декларация Трех королей», дана Национальная клятва, зародился будущий парламент и начало формироваться правительство Чехословацкой Республики. Как гласит одна из мемориальных досок в Чешском клубе: «Здесь стали реальностью слова Коменского: Ваше правительство вернулось к вам, чешский народ». В 20-30 гг. XX в. здание Пражского репрезентативного дома (в те времена оно называлось именно так) стало местом проведение пышных торжеств, балов, художественных выставок и профессиональных конференций. В «Зале Сметаны» в 1989 г. произошла совместная забастовка студенческой молодежи и актеров, что вынудило Премьер-министра Правительства пойти на компромисс.

Размеры постройки впечатляют: примерный общий объем здания – 14 000 кубических метров, число помещений – порядка 1240. Стиль, в котором построен Муниципальный дом, именуют как пражский сецессион (некое смешение неоренессанса с необарокко). Уникальная техника возведения здания, которая для Центральной Европы того времени была необычной и новаторской, в сочетании с искусством и очевидным мастерством строителей позволили создать подлинный шедевр зодчества. Здание было оборудовано по последнему слову техники: гидравлическими и эклектическими лифтами, дистанционно управляемой системой кондиционирования, пневматической почтой и современными телефонными аппаратами, центральным пылесосом, холодильником, кухней. Пол был застелен линолеумом (первым в Чехии!), использованы такие непростые материалы как латунь. Внутренний интерьер здания поражает своим великолепием: узорчатые витражи, гармонично вписанные предметы декоративно-прикладного искусства, изящная облицовка деревом и керамикой, богато украшенные зеркала, роскошная мебель, драпировка, уникальной работы светильники из цветных металлов и стекла. Муниципальный дом строился для того, чтобы продемонстрировать гордость и самоуверенность чешского народа, подчеркнуть его значимость и величие. Все здесь направлено на то, чтобы вызвать чувства восхищения и преклонения.

Над главным входом в Муниципальный дом размещена цветная мозаика работы Карла Шпиллара, имеющая громкое название «Апофеоз Праги». А над ней помещена цитата С.Чеха: «Удачи тебе, Прага! Сопротивляйся злу времени, как устояла ты перед всеми грозами». По бокам мозаики стоят две скульптурные группы, называющиеся «Унижение народа» и «Воскрешение народа» (автор – Ладислав Шалоун).

Ниже расположен широкий балкон, на который можно выйти из Зала мэра. Красивая лепнина (работы И.Пекарека, Г.Зоула, Э.Пиккардта и А.Штрудца) изображает маленькие фигурки – воплощения различных областей Чехии. Пороховая башня украшена многочисленными скульптурами: статуя строителя М.Рейсека, композиция «Дух истории» (Франтишек Роус), аллегории «Письменность», «Строительство», «Живопись» и «Скульптура». У Большого щита разместили фигуры «Сеятель» и «Жница» (А.Мары), на боковом фасаде – «Русалка», «Волынщик» (Ф.Упрка), над главным карнизом – «Музыка» и «Драма», исполненные Й.Маржаткой . Сводчатый купол вестибюли также поражает воображение замечательными скульптурами «Флоры» и «Фауны» (Б.Кафка).

Внутренний интерьер богато облицован красным деревом, здесь поместили фонтан (О.Поливка) и развесили аллегорические картины «Прага принимает своих гостей», «Хмелеводство» и «Воноградство» (Й.Вениг). Арка, ведущая в малый зал, украшена латунными часами с хрустальными вкраплениями. Спустившись в подвал, можно обнаружить винный ресторан с причудливой отделкой (керамический рельеф изображает повешенных на бочке обезьян). Все окна и витражи сделаны под виноградные листья. Обычно здесь проводятся различные мероприятия. Под вестибюлем есть так называемый «Американский бар». При его оформлении была использована керамическая плитка черного цвета и мраморная барная стойка. На стенах зала висят картины, а подняв голову наверх, можно увидеть «золотой дождь». Очень любопытным является Пльзенский народный ресторан со знаками чешских городов, украшенный керамическими рельефами. У входа три уникальные картины Й.Обровского радуют глаз своим великолепием («Чешская жатва», «Юноша» и «Девушка»). Окна и витражи в этом помещении имеют форму колосьев. В бельэтаже расположена «мужская часть» — бильярдная и карточный зал. В особо торжественных случаях используются вновь реконструированные Президенский лифт и лифт мэра.

В центральной части второго этажа Муниципального дома расположен знаменитый «Зал Сметаны», автором которого стал Антонин Балшанек. Потолок расписан Ф.Женишеком, а декорирование лепниной взял на себя К.Новак. Слева и справа от сцены зала представлены скульптурные группы Ладислава Шалоуна под названием «Вышеград» и «Славянские танцы», висят медальоны с портретами известных чешских музыкантов и исполнителей. Балконные ниши расписаны К.Шпилларом. Кроме того, зал украшают оригинальные зеркала и витражи, итальянские кресла – созвучных по своим очертаниям с первоначальными. Центром притяжения является орган с 4 мануалами и 89 регистрами. Он украшен медальоном Б.Сметаны (автор – Ф.Гаргесел). Здесь проводила многочисленные концерты Чешская филармония. В 1942 г. этот зал стал главной концертной площадкой Пражского Симфонического оркестра, используется им и поныне. К тому же, музыкальный фестиваль «Пражская весна» также проходит в этих стенах.

Прочие помещения, расположенные на 2-м этаже, были оформлены под руководством Освальда Поливки и имеют вспомогательное значение. Так, в «Кондитерской» и «Дирижерском салоне» работали лучшие повара для обслуживания именитых гостей. Также здесь есть «Словацкий салон», украшенный в народных мотивах с использованием прикладных изделий, большой аквариум, «Салон Божены Немцовой», обшитый деревом «Ориентальный зал». Пороховую башню и Муниципальный дом связывает специальный коридор. Богато украшены и наполнены уникальными росписями стен «Зал Грегра» и «Зал Палацкого». «Зал мэра города» оформлял известный чешский художник-модернист Альфонс Муха. Его роспись на потолке имеет символический характер, а восемь фигур, которые расположены между люнетов, являются олицетворением знаменитых личностей в истории Чехии: «Воинственность» – Ян Жижек, «Верность» — Ян Амос Коменский, «Сила» — Войтех из Пернштейна, «Бдительность» — Ход, «Неподатливость» — Ян Рогач, «Самостоятельность» — Йиржи из Подебрад, «Справедливость» -Ян Гус, а олицетворением «Материнской мудрости» стала св. Людмила. А.Муха также работал над эскизами для спинок скамей, над узором декоративной ткани с коралловой вышивкой и изящной бахромой, латунными решетками над зеркалами, витражами с животными мотивами. Следующий зал – «Зал Ригера», где висит мемориальная доска с фрагментом из речи Ф.Ригера, произнесенной в 1867 г. в ходе Парламентских дебатов. Последняя комната на этом этаже – «Зал Сладковского».

На третьем ярусе находятся выставочные залы: круглый «Зал Голлара», «Дирижерский апартамент», «Чешский клуб», реконструированный в 1998 г. Здесь размещена очень редкая и ценная мебель. Именно в Чешском клубе А.Рошером был подготовлен первоначальный проект Конституции. Украшен зал люнетами «Прага из садов Ригера» (Я. Панушка), «Прага от Подбабы» (Р.Гавелк), «Прага от Либни» (В. Янс), «Вечерние сумерки над градчанами» (Й.Томец).

Постоянно открыты для посетителей кафе, ресторан и пивной бар в Муниципальном доме.

Другие помещения доступны для осмотра в рамках платной экскурсии. Реконструкцией здания занимались несколько раз (последняя – в 1994-1997 гг.). В 1989 г. это, несомненно, роскошное как внутри, так и снаружи здание, было признано Национальным культурным памятником.