Собор Святого Вита

Оценка: 1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...

В сердце города расположен один из главных символов пражской архитектуры – величественный Собор Святого Вита. Этот великолепный храм поражает как размерами, так и своим величием.

Собор Святого Вита является католическим собором в готическом стиле. Собор, играя роль центра чешского средневекового искусства, внес свой огромный вклад в становление и чешской культуры.

Как настоящий символ величия и мудрости, покорности и упорства, этот храм служит местом проживания архиепископа Праги. Собор так же служит хранилищем регалий для осуществления коронации, а так же оберегает в своих стенах от разрушения веков усыпальницу королей Богемии.

Как гласит легенда, фундамент текущего собора был заложен святым Вацлавом в 925 году. Церковь была освящена в честь почитаемого святого Вита, десницу которого Вацлаву подарил король Германии Генрих первый. В 19 веке этот романский храм был переобустроен в базилику с тремя нефами, а 21 ноября в 1344 году множество рабочих-мастеровых принялись за строительство собора под покровительством архиепископа Эрнеста и короля Карла четвертого.

В строительстве собора в разные года и эпохи принимали участие такие архитекторы как Петр Парлерж (великий создатель Карлова Моста), Матиас из Арраса, Вензел и Йоханес (сыновья Петра), Петрилк.

От жестоких Гуситских войн (которые проливали кровь, создавали хаос и несли разрушение с 1419 года) собор крайне пострадал. Во время таких яростных противоборств он лишился не только внешней декораций и мозаики, но и самых главных достояний – картин, икон, скульптур. Конец 15 века ознаменовался продолжением строительства и украшением собора.  Под пристальным контролем короля Владислава Ягеллонского и при кураторстве архитектора Бенедикта Рейта собор потихоньку начал приобретать подобие храма. С 15 и до 20 века возведением храма занималась известная плеяда искусных зодчих. По прошествии 600 лет со дня закладывания первого кирпичика в фундамент, в 1929 году собор Святого Вита окончательно достроили. Храм высотой в 124 метра, который вы можете наблюдать, на сегодняшний день представляет собой разнообразное смешение стилей и архитектурных направлений. На его вершине со смотровой площадкой стремится побывать каждый, не боясь необходимости преодоления 300 ступеней лестницы из цельного камня.

Самое привлекательное и очень знаменитое место собора – это часовня Святого Вацлава, где хранятся его мощи. Помещение с ребристым сводом спроектировал и создал где-то в период между 1344 и 1364 годом Петр Парлерж. Изумительной отделки нижняя часть стен с полудрагоценными камнями (1300 камней!), картины о Страстях Христовых создают поистине феерическое впечатление. Такое оригинальное оформление часовни, вероятно, было сделано с 1372 по 1373 год. Верхняя часть стен мастерски расписана примерно в 1506-1509 годах картинами про жизнь Святого Вацлава. Середина стены украшена готической статуей Святого Вацлава, которую сделал племянник Петера Парлержа Индржих Парлер в 1373 году.

Из-за богатства убранства и святости мощей Святого часовня закрыта для посещения посетителями. Но это не мешает умиляться ее красотой сквозь дверные проёмы.

Собор множество раз начинали и бросали на пол пути не заканчивая в течение всего своего существования. В один период он был возведен всего лишь до большой башни и трансепта, который закрывался временной стеной. На месте будущего нефа стояла своеобразная конструкция с деревянной крышей. В те времена служба велась отдельно от внутренней части благостного хора. Много раз провести строительные работы пытались чешские меценаты, но все попытки заканчивались провалом. Только вторая половина 15 столетия дала шанс активной постройке собора. Потому как сам король Владислав Ягеллон попросил Бенедикта Рейта (знаменитый талантливый архитектор эпохи готического ренессанса) продолжать строительство храма.

Но проблемы при решении административных передряг не закончились. Так, в начале строительства под руководством Рейта, работа как резво началась, так и молниеносно прекратилась из-за нехватки финансирования из государственной казны.

Следующие попытки строения собора лишь внесли сумятицу в архитектуру здания. Заметно отличающийся шпиль на южной башне готического здания сделан в стиле барокко, а в северном крыле трансепта возвышается большой орган с элементами эпохи Ренессанса.

Уже в 1844 году каноник Святого Вита Вацлав Песина, активный и энергичный человек слова и дела, предложил на ежегодном пражском съезде архитекторов программу реконструкции по завершению строительства большого собора. Проект он разработал совместно с архитектором Йозефом Краннером, который являлся почитателем неоготического стиля и «видел» Собор Святого Вита отличной площадкой для исполнения своих проектов. Проект поддержали. В конце этого же года два активиста организовали общество «Союз за завершение собора Святого Вита в Праге». Своей целью они провозгласили восстановить, завершить строительство и избавить храм от «всего искаженного и стилистически недружественного».

Ремонтные работы возглавлял Йозеф Краннер с 1861 до 1866 года. Мастеровые под его управлением избавлялись от стиля барокко в художественном оформлении собора, таким образом, восстанавливая красоту первозданного интерьера. История восстановления интересна. Фундамент нового нефа закладывают в 1870 году. К сожалению, архитектор Йозеф Краннер скоропостижно умирает, и на его место приходит его тезка в 1873 году, Йозеф Моцкер.

Именно Моцкер проектирует западный фасад в стиле классической готики с башнями-близнецами. Его проект уже посмертно принимается за основу третьим (последним архитектором собора Святого Вита) Камилом Гилбертом. Приглашенный живописец Альфонс Муха, как коренной чех с рождения и истинный фанат своего дела, украшает в северной части нефа новые окна. Потрясающее окно-«роза» принадлежит идее и исполнению в 1925-1927 годах Франтишеку Киселою .

Над порталом, над которым размещено окно-роза, мастерски показаны библейские истории сотворения земли, живого и неживого, изображены самые известные этапы мира.

Примечательно, что собор Святого Вита был достроен так, чтобы через 600 лет с момента воздвижения первого камня, успеть достроиться в 1929 году к дате юбилея Святого Вацлава. Хоть и западная половина храма имеет неоготическое дополнение, множество деталей и художественных элементов от Петера Парлержа использовались в процессе восстановления собора. В итоге собор имеет вполне гармоничный внешний вид, все элементы сочетаются в единое целое.

Собор Святого Вита существенно повлиял на развитие в центральной Европе позднего готического стиля. Члены команды Парлера, которые сформировались при строительстве собора Святого Вита, и сама семья архитектора проектировали множество пражских церквей и разнообразных зданий в Европе. Самые известные нам творения команды архитектора Парлера – венский собор Святого Стефана, собор в Страсбурге, церковь Святого Маока в Загребе, знаменитейшая на всю Европу чешская церковь Святого Барбары в Кутной Горе. Готические стили Словении, Австрии, Польши, северной Хорматии и южной Германии многое «взяли» из стиля и подхода к проектированию мастера Парлера.

В наше время в главной части хора собора над алтарем вы увидите скульптурную галерею основателей и главных (в том числе и первых) строителей храма. На вас свысока будут поглядывать Матье из Арраса и Петр Парлерж, которые похоронены в очаровательной капелле собора Марии Магдалины в знак уважения, большой внеземной любви и признательности. Здесь же и король Карл 4 и его семья, архиепископ Праги, многие причастные к восстановлению и строительству собора особы. Эта памятная галерея является единственным памятником такого рода в западноевропейском искусстве Средневековья. Каменная резьба на фасаде собора придает ему помпезный и величественный вид. Над порталом в южном фасаде радует глаз мозаика «Страшный суд», которая является самой старой из полностью сохранившихся чешских мозаик (исторические летописи уточняют, что она была создана в 1371 или 1372 годах). Стиль и руку первого строителя собора хорошо заметно по каменным статуям химер, которые украшают водостоки. Французский зодчий в отделке перенял весьма модные на то время мотивы из средневековой Франции.

Колокольная башня собора Святого Вита со шпилем, высоко взметнувшимся ввысь, длительное время считалась во всех пражских упоминаниях самым высоким строением Праги. На вершину колокольни ведет крутая лестница, после преодоления ступеней которой, вы насладитесь привлекательной, парящей и уютной панорамой чешской столицы.

Да и вообще во всем интерьере собора все соблюдено в возвышенном высоком стиле. Стены второго яруса выглядят как нежное кружево с льющимися лучами света через оконные переплеты, а стекла витражей создают яркое и солнечное настроение в храме. Большая часть витражей создана по эскизам уважаемого чешского художника Альфонса Мухи. Скульптуры в виде бюстов членов королевской семьи во главе с Карлом 4, многочисленные надгробия князей Чехии и королей в капеллах хора изготовлены мастерскими семейства Парлера.

Величественные статуи хранят в себе мощь и силу Чешского государства и изумляют сходством портретов с оригиналом, совершенством форм и рельефов. Многие скульптуры являются образцами классической итальянской архитектурной школы 15 столетия.

Пышная резьба, которая покрывает кафедру собора, поражает своим великолепием внутреннего убранства.

А капеллу Святого Вацлава (сделанную в 1362-1364 годах) заслуженно считают сокровищницей чешского готического искусства, которая создана руками мастера Петра Парлержа. Она построена над фактической гробницей чешского князя Вацлава (924—935 годы жизни), который был не только сильным правителем, но и божественным покровителем Чехии. Именно при нем чешский народ принял за веру христианство. Легенда и история гласят, что князь был убит своим же младшим братом, поэтому после смерти мученик Вацлав был причислен к лику святых. Стены капеллы расписаны и украшены мозаикой из агата, яшмы, аметиста, сердолика и другими полудрагоценными камнями.

В самом сердце капеллы, как своеобразный знак, установлена статуя Святого Вацлава, которую создал нам уже известный и несменный создатель Петр Парлерж. Статуя изображает князя Вацлава в доспехах, в полной военной амуниции и при оружии, на фоне громадной настенной росписи, в которой изображены многие важные сцены из его жизни. Тут, как говорилось ранее, находится его богато украшенная гробница.

В специальной камере бережно сохраняются коронационные регалии многих чешских королей. Можно увидеть прекрасную корону князя Вацлава, шлем и многие святые реликвии. В библиотеке капеллы собраны многочисленные рукописи времен Средневековья, среди которых особо стоит упомянуть датированное второй половиной 19 века Святое Евангелие.

В соборе Святого Вита часто проводятся торжественные концерты органной музыки. А храмовый орган считается одним из лучших органов Европы. Собор Святого Вита заслуженно внесен в список золотого фонда национальной культуры Чехии.