Летний дворец «Звезда» (Letohrádek Hvězda)

Оценка: 1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...

В Праге, а именно, в районе Прага 6 Либоц, в некотором отдалении от центра, а точнее, в семи километрах от него, находится интересный объект – Летний дворец «Звезда» (Letohrádek Hvězda). Его в 1962-м году сочли национальным культурным памятником и присвоили соответствующий статус. Он интересен не только как образец какого-то архитектурного стиля, или только как исторический объект, – хотя оба утверждения для него справедливы, – но заключает в себе некий особый смысл, который отдаёт мистикой, что, вообще говоря, нередко встречается в Праге.

404766_detail

Замок расположен на территории огромного парка, а раньше здесь был заповедник, который в 1530-м году был основан по приказу короля Фердинанда I, который для этой цели выкупил у Бржевновского монастыря часть принадлежавшей ему земли. Вокруг заповедника постепенно возвели ограждения, сначала – деревянные, а затем – настоящие каменные стены с несколькими воротами, одни из которых, северные, сохранились и до настоящего времени. До сих пор можно полюбоваться их порталом, богато украшенным каменной резьбой. Все эти работы производились в периоде от 1541 по 1563 годы. Примерно в это же время, в 1555-1558 годах, был возведён в западной части заповедника и дворец для летнего отдыха и охоты, в живописном месте, окружённом лугами и полянами, откуда открывался прекрасный вид на окрестности.

9327972867_0c1aa287e2_o

Занимался этим дворцом с самого начала королевский сын, эрцгерцог Фердинанд II Австрийский, в то время – чешский наместник, известный под именем Фердинанда Тирольского (1529-1595). Личность его весьма необычна, и её целесообразно рассматривать как источник идей и замыслов, заложенных в самом проекте дворца. Эрцгерцог был настоящим вельможей времён Ренессанса. Он получил прекрасное образование, разбирался в искусстве, увлекался модными в то время науками – алхимией, нумерологией, астрологией и философией. У него была большая библиотека, кунсткамера, вокруг него всегда вращались музыканты, учёные, мистики, он участвовал в турнирах, организовывал всевозможные праздники и пиры.

2904924219_ff84420899_o

2904924337_4dbbbd082a_o

Letohrádek_Hvězda-vchod

Большое влияние на него имело такое религиозно-философское течение, как герметизм, построенное вокруг древнеегипетского бога Тота, бога мудрости и знаний, – мифической личности, якобы оставившей тексты, в которых были заложены сокровенные знания. В греческой мифологии этот бог известен под именем Гермес, и это обстоятельство нашло своё отражение в названии течения. Работы над расшифровкой текстов проводились всё время, они носили эзотерический, то есть, скрытый, мистический характер. В основе герметической философии лежит своеобразное понимание взаимодействия аналогии, причинно-следственной связи и мистики, и правильное одновременное использование этих понятий, якобы, может оказать воздействие на действительность в нужном направлении.

IMG_0330

IMG_0317

IMG_0316

Увлечения эрцгерцога, несомненно, послужили причиной весьма сложного замысла охотничьего дома, ставшего впоследствии Дворцом «Звезда». Он сам создал проект, о чём свидетельствуют обнаруженные впоследствии чертежи, выполненные его рукой. Форму шестиконечной звезды, которая, собственно, является звездой Давида, полученной от пересечения двух правильных треугольников, и символизирует соединение силы и гармонии, он выбрал совершенно не случайно. Он стремился воплотить средствами архитектуры свои представления о строении мира, хотел вложить в обычный камень духовное начало, и, в некотором смысле, саму гармонию, выражением которой, в данном случае, выступила симметрия. Согласно учению герметической философии, целое, то есть, космос, находит своё выражение частном, в данном случае – в звезде.

IMG_0349

К тому же, согласно принципам синкретизма, нет никакого отличия «единичного» от «всеобщего», и отдельно взятое «единичное» является всего лишь сигналом к появлению аналогии с какой-то иной системой представлений. Следование этим принципам позволило не только объединить в некую общность такие науки, как алхимия, астрология, нумерология и другие подобные, но и поставить их в соответствие с античной мифологией, а конкретно – с её персонажами.

IMG_0352

В соответствии с основным замыслом, во внутреннем устройстве дворца архитектурными средствами обыграны понятия четырёх стихий, или материй, являющихся базовыми в алхимии. Так, четыре этажа и являются аналогами этих четырёх материй. Подвал, оформленный в тёмных тонах, обозначил собой землю в почти буквальном смысле, так как находился на её уровне, и окружён ею с трёх сторон. Первый этаж, вода, поражал многообразием оттенков лилового цвета и игрой света, и олицетворял собой изменчивость, характеризующую эту стихию. Второй этаж был выдержан в светлом, лёгком лимонном цвете и обозначал воздух. И, наконец, огонь был представлен в верхнем, третьем этаже, который был декорирован в алых и пурпурных тонах. Здание было увенчано пирамидальной крышей, имевшей поначалу высоту, вдвое превышающую высоту теперешней, упрощённой крыши, и, несомненно, выглядело более гармоничным, чем в настоящее время.

IMG_0354

Аналогия, как философская категория, воплощённая в каменном обличьи дворца, продолжает проявляться и в обустройстве этажей. Это не только изображения персонажей античного пантеона, использованные в декоре, но и сами внутренние помещения, комнаты и коридоры. В первом этаже расположены четыре комнаты, имеющие форму остроконечного ромба, и каждая посвящена какому-нибудь богу, а именно: Юпитеру, Диане, Сатурну, Меркурию. Но есть еще две комнаты, которые не соотносятся с римскими богами, а обращаются, в частности, к образу кентавра Хирона. Венере и Минерве посвящено оформление стены напротив главного входа, выполненное в стиле символизма.

IMG_0346

Расположение дворца в пространстве также наполнено символикой и скрытым смыслом. Замок повёрнут относительно сторон света таким образом, что солнце, посылая свои лучи с востока, освещает комнаты богов света и дня, и практически не заходит на территорию богов тьмы и сумерек. А ночью луна, заглядывая в комнаты богов мрака, обходит стороной комнаты дневных богов.

10291798996_48861cea64_z

Замок, особенно его внутренние помещения, были отделаны весьма разнообразно, но в полном соответствии с первоначальным общим замыслом. К сожалению, не сохранилась не только кровля, но и большая часть отделки этажей. Осталась только возможность полюбоваться мастерской лепниной первого этажа, так называемой «стукко». Это – высший сорт штукатурки, позволяющий создавать искусственный мрамор, он использовался для создания скульптурной отделки и мелких архитектурных деталей. Так вот, потолки и стены первого этажа дворца декорированы «стукко» в стиле классики Возрождения, работы были произведены мастерами из Италии. На потолке изображена сцена спасения Энеем своего отца из горящей Трои, причём Эней смотрит в коридор, как будто тянется к Венере, образ которой запечатлён на противоположной стене. Интересно отметить, что это изображение богини днём освещается солнечным светом, а ночью – луна скользит по нему своими бледными лучами.

IMG_0360

Первоначально в комплекс дворца входили дополнительные элементы, такие, как бастионы, имеющие форму, напоминающую продолжение лучей звезды, и зал для игры в мяч, украшенный аркадами. Отделка замка заняла долгое время, и была завершена только в 1562 году. В то время подвальный этаж служил кухней, затем использовался в качестве винного погреба, а в настоящий момент там выставлена модель сражения на Белой горе. На втором этаже, в большом зале, организована в данный момент выставочная галерея. Третий этаж, в котором сохранился мозаичный пол, обычно закрыт для публики, и предназначен для проведения различных мероприятий.

5075928379_98610fbbf3_o

Начиная с Тридцатилетней войны, замок использовался как вспомогательное помещение для военных нужд, в том числе и в качестве казарм, и как пороховой склад, в результате чего был немилосердно ограблен и приведён в запустение. И лишь в 19-м веке звёзды повернулись к нему лицом, и в тирольских архивах некий Давид фон Шеннхер, роясь в поисках каких-то бумаг, наткнулся на документы, в том числе, и принадлежащие руке эрцгерцога, в которых содержались планы строительства Дворца «Звезды. Это был поворотный момент, с которого началась вторая жизнь дворца, а именно: первая реставрация была начата в 1874 году, весьма основательная и капитальная, но не последняя.

Letohrádek_Hvězda_Praha

Итак, это всё о дворце «Звезды». Но тема, на самом деле, неисчерпаема, и долго будет актуальной для любителей мистических загадок и тайн, а также для серьёзных учёных, занятых проблемами науки истории и эзотерики. Многие энтузиасты различных религиозно-философских течений специально приезжают в это загадочное место в надежде на себе испробовать силу и влияние сакральных знаний, закодированных непостижимым образом в каменный символ с помощью средств архитектуры.

Будете в Праге – не поленитесь, побывайте во дворце, походите по прекрасному парку, прикоснитесь к тайне. Некоторые впечатлительные туристы утверждают, что даже в парке, окружающем дворец, ощущается некий налёт мистики.

Как добраться?

Адрес Летнего дворца «Звезда» – Obora Hvězda, 160 00 Praha 6. Добраться можно трамваем №22 и 25 и сойти на остановке Выпих (Vypich).

Летний замок «Звезда» на карте

[googlemap address=”Obora Hvězda, 160 00 Praha 6″ maptype=”ROADMAP” zoom=”19″ width=”580″ height=”350″ marker=”false” scrollwheel=”false” longitude=”” latitude=””]Летний замок “Звезда”[/googlemap]