Староместская ратуша

Оценка: 1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...

Городской статус Старый Город получил где-то между 1232 и 1234 годами.

Но официального согласия на постройку символа городской власти и главного места собрания горожан – Городской ратуши – коренные жители Старого Города ждали больше 100 лет.

Для городской резиденции мужей города дом был выкуплен у купца Вольфина Камене на углу Староместской площади. В 1360 году к зданию пристроили целый этаж с сохранившимся до сих пор громадным залом для заседаний власти. Готический фасад старого стиля добавляет дому изысканности и мужественности.

Возле основного здания дома высилась башня в 69 метров над землей с уникальной часовней в готическом стиле. Это потрясающая работа каменной мастерской и ее руководителя Петра Парлержа. Этот самый знаменитый пражский строитель, и известен нам такими архитектурными строениями как, к примеру, Собор Святого Вита, Храм Девы Марии, Карлов Мост.

В 1510 году старейшины, для пополнения бюджета города и улучшения пенсионных выплат, открывают под башней Староместской ратуши каменный магазин. Да не один, а целых двадцать один! В них продавались соль и специи. Над магазинами на специальной площадке делают 27 мест для размещения дворян во время публичных казней. Место пользуется популярностью, так как казни – основная забава многих средневековых городов –  с завидной частотой устраиваются для разогрева публики и увеличения внимания к торговле в праздничные дни. Даже сам император Фердинанд второй и три чешских мэра часто присутствовали на публичных казнях (в официальных трактатах – с целью надзора за гуманностью).

В 1520 году к ратуше пристраивают роскошный дом с огромным окном в стиле ренессанс с патриотичной надписью  «Прага – голова Королевства» (PRAGA CAPUT REGNI).

В 16 веке к городской резиденции пристраивают еще один дом. Так к 19 веку ратуша состояла из 5 разных домов.

Последним самым новым стал дом в стиле ренессанс с богато оформленным граффити и с новомодным названием U Minuty ( с минуткой).

Невооруженным взглядом заметно, что здание часто подвергалось реконструкции. Самый значимый период в истории архитектурных изменений в Староместской ратуше приходится на первую половину 19 века. Император Фердинанд пятый лично курировал все изменения в здании. Монарх и его приближенный бургграф Хотек полностью утвердили план перестройки при сохранении первозданного вида, но губернатор местности решение по перестройке принял свое. Губернатор назначил главным архитектором по модернизации Староместской ратуши венского специалиста Петра Нобиле. Местные жители были настроены крайне недружелюбно к той идее, что пражскими зданиями будет править венская псевдоготика.

Споры в течение 20 лет разгорались, и все же городские мужи достигли компромисса.

Руководить строительными работами взялся ( и закончил в 1848 году перестройку) чешский архитектор Павел Шпренгер. Он дотошно изучил предложения Нобиле и грамотно подошел к построению своей концепции при сохранении южного фасада с изящными курантами, которые первоначально планировали снести.

Но все же башня в центре Праги получилась выбивающимся, чужим строением в стиле венской архитектуры. Во время воздушных налетов во время войны в 1945 году Староместская ратуша из-за своей высоты и привлекательности с воздуха пострадала колоссально. После бомбежки остались только фрагменты стен и фундамента, по которым можно было определить ее первоначальное местонахождение.

Много раз власть проводила архитектурные конкурсы по восстановлению не только самой ратуши, но и сильно пострадавших зданий вокруг нее, но ни одно предложение не было принято и реализовано. Только башня с курантами была возведена заново, а на всей прилегающей территории раскинулся величественный парк.

Конечно, туристов привлекает милая, красивая башня, но с большей охотой и воодушевлением посетители рассматривают Староместские куранты (Астрономические часы Орлой). Часовой механизм в этих курантах был создан часовщиком из Кадани по имени Микулаш еще в далеком 1410 году.

Уже известный многим пражский мастер-часовщик Гануш,  который по городской легенде-преданию является создателем этих курантов,  на самом деле только лишь внес в 1490 году в изобретение Микулаша качественный календарный циферблат. Добавленные намного позже в куранты фигурки 12 апостолов совершали и продолжают совершать свой ежедневный моцион в течение 500 лет.

Нижняя часть курантов – календарь. Его создал в 1865 году Йозеф Манес, изобразив знаки зодиака и сцены сельских работ, которые согласовывались с ежемесячными активностями работников в поле. Весьма любопытна на этот счет популярная легенда, которую используют экскурсоводы на своих прогулках. Якобы любой, кто коснётся курантов, сойдет с ума или вскоре умрет.

Манеса долго уговаривали не браться за исполнение заказа по росписи “страшных” курантов, принимая на веру легенду, и учитывая смехотворно малое вознаграждение за эту работу. Потомственный живописец Йозеф все же принял заказ в исполнение. Как гласят некоторые сохранившиеся рукописи, последние годы жизни Манеса помнят много физических болей и депрессию мастера, который страдал от безуспешных поисков одной ему понятной желтой розы.

Чешская столица и до наших дней считает Пражскую ратушу центром общественной и культурной жизни горожан.

Сохранил свой внешний облик с 15 века и зал заседаний местного совета. Остались нетронутые временем и невзгодами скульптура из 1410 года Христа распятого, расписной потолок с балками с 16 века, кафельный камин, 46 цеховых и 12 городских, а так же основной герб города над дверями портала.

Весьма достойны внимания открытые к посещению комнаты на 3-м этаже ратуши. Зал Йиржиков хранит изготовленный в конце 18 века Томашем Сейданом бюст короля Георгия Подебрадского (Йиржи), который был избран к правлению в свое время здесь, в ратуше. Стены названого в честь короля зала усеяны великолепными росписями начала 15 века.

Второй зал Брожиков, занимающий площадь дома в два этажа, как служил, так и служит залом заседаний. Он был назван в честь художника, который специально для ратуши написал крупноформатные полотна на тему жизни и деяний Яна Гуса и Йиржи Подебрадского.

В наши дни каждый желающий за символическую плату имеет право подняться на основную высоту башни (более чем на 70 метров). Фантастический вид Староместской площади, красивейшей площади в мире, и бескрайние просторы запоминающихся пражских крыш из красной черепицы заставят ваше сердце забиться чаще.



Рекомендуем также