В чешской Праге многовековая история сохранилась не только в многочисленных мостах, постройках в стиле кубизма, но и в городских храмах. Костел Св. Степана (Kostel sv. Štěpána) богат не только своей историей и сохранившимся внешним видом с интерьером, но и интересными, старинными легендами.
Храм Св. Степана был основан в 1351 году, во время правительства императора Карла IV. Костел посещали прихожане верхней части Нового Города, а освятили церковь спустя 40 лет после открытия. Степан (Штепан) – христианский святой первомученик, который отдал свою жизнь за Христа. Его почитали с самого зарождения христианства. На центральном алтаре расположена заглавная церковная икона, выполненная художником Зимпрехтом, на ней отображается мотив осуждения гибели и смерти святого мученика, который превратился в камень.
Башня в костеле была достроена только через 50 лет после возведения основного строения, и должна была располагаться сбоку, как Св. Йинжих, но в последний момент проект изменили и башню решили поставить прямо по центру фасада. Впоследствии храм был барокизирован, но в XIX веке опять вернул свой прежний облик с помощью пуристкой реготизации на основе проектов известного архитектора Йозефа Моккера.
С южной стороны строения в 1686 году возвели капеллу, и с северной, но уже в 1736 году, также появилась капелла Брамбергов в виде открытой ниши в модном стиле барокко, с картиной художника Зиннера изображающей последний суд. Прямо возле капеллы расположена неоготическая прихожая построенная в 1866 году. Также возле церкви было разбито обширное кладбище, которое значительно увеличило свою площадь во время эпидемии чумы, которая продержалась до XIX века. На бывшем кладбище можно увидеть невысокую позднеготическую колокольню, которую соорудили в начале XVII века.
Храм Св. Штепана был не только свидетелем, но еще и местом действия первых появившихся гуситских волнений. Костел являлся первым местом службы Яна Желивского в Праге. Через эту церковь проходил маршрут процессии, в которой участвовали последователи реформы, образовавшиеся после исторически важной проповеди Яна Желивского, совершенной 30 июня 1419 года в Храме Девы Марии Снежной. Перед тем как направиться к Ратуше в Новом месте, разъяренные горожане опустошили костел, а заодно и приходские сооружения. Источники утверждают, что приходского священника повесили на выдвинутой из окна балке. Правда, неизвестно насколько эта информация достоверна, но в 1621 году после того, как изгнали ультраквистов, костел стал гуситским. Здесь начали причащаться «обоими видами»: и хлебом и вином (что кстати, по католическому вероучению является привилегией духовенства).
В наши дни интерьер церкви сохранил свой готический вид, правда за исключением позднего ренессансного клироса – церковных хор с величественным органом. Росписи художника Шейвла с мотивами о легенде Св. Штепана можно увидеть над аркадами главного нефа.
Еще с середины XV века сохранились некоторые фрагменты настенных росписей, которые посвящены житию Девы Марии. Потолок сакристия был расписан еще в начале XVIII века. А в Корнельской капелле сохранились скульптуры мастера Бендла. Весь декор и оборудования в основном относятся к эпохе барокко, а упомянутая выше икона с главного алтаря – к концу XVII века. Также большую ценность представляют лавки главного нефа, которые сохранились еще с XVII века. Находящиеся в наружных и внутренних зданиях костела надгробия напоминают о том, что здесь в течении многих веков были погребены известные горожане, например здесь покоится известный мастер барочной резьбы по камню Браун.
Совсем недалеко от костела расположена старинная Ротонда Св. Лонгина, которая является самым старым церковным зданием в Праге, и была возведена еще в XII веке.
Как добраться?
Костел Св. Штепана находится в Новом Городе на улице Štěpánská. Чтобы посетить эту церковь вам нужно будет направиться вверх по улице Ječná, от Карловой пощади, а затем повернуть налево на Štěpánská. Или на трамвае с номерами 4,6,10,16,22 прямо до одноименной с улицей остановки – Štěpánská.
Костел Св. Штепана на карте
[googlemap address=»Štěpánská 4, 120 00 Praha 2″ maptype=»ROADMAP» zoom=»19″ width=»580″ height=»350″ marker=»false» scrollwheel=»false» longitude=»» latitude=»»]Костел Св. Штепана[/googlemap]
Также мы поведаем вам легенду «О костельном колоколе» связанную с Храмом Св. Степана
Часть 1
Еще во время бытия магистра Гуса некоторый Лохмайер по прозвищу Лохмар имел неподалеку от костела мастерскую по производству колоколов. Хотя Лохмар был хорошим мастером, но многие его не любили, может быть потому, что по национальности он был немцем, к тому же противником учений Яна Желивского и соответственно убежденным католиком. Со всей жёсткостью и твердостью, с какой владел и молотком, он пылал ненавистью и презрением ко всем приверженцам проповедника Яна. В период первых гуситских волнений мастер Лохмар как-раз заканчивал колокол для Храма Св. Штепана и в душе больше всего желал, чтобы звон его изделия сопровождал на казнь «первого проклятого гусита». Однажды, пребывая совсем в плохом расположении духа Лохмар вышел на неспокойную улицу и ранил нескольких горожан своим тяжелым молотком. Этого ему никто не простил: бунтовщика схватили и посадили в ратушу, где в последствии и объявили о том, что он будет казнен. В тот момент, когда мастера вели к его палачу, впервые зазвенел выполненный им колокол в Храме Св. Степана. И тут Лохмар понял, что то, что он всей душой желал другим, по иронии судьбы произошло с ним, и он проклял свое ремесло и дело всей жизни. Его казнили, и с тех пор колокол начал издавать гнетущие, тяжелые звуки, именно поэтому его решили использовать в случаях грозы, пожара или других опасностей, которые могли угрожать Праге.
Часть 2
Эта история произошла спустя столетье после первой. В то время недалеко от храма жила бедная вдова, воспитывающая сына Симона. Чтобы заработать хотя бы на пропитание, женщина тяжело работала целыми днями, а сын больше времени проводил на улице, чем занимался делами по дому, поэтому совсем неудивительно, что он рос невоспитанным и лазил где ни попадя, даже в колокольню и костел.
Одним летним теплым вечером из-за городских укреплений стремительно надвигалась гроза, и по обычаю с башни Св. Степана на весь город раздался колокольный звон. Симон, вместо того, чтобы бежать домой, или спрятаться где-то, решил, что это повод для веселой забавы и можно немного покачаться на толстой веревке колокола. Тихонько прошмыгнув мимо сторожа, Симон забрался прямо в башню и потянул за толстый канат, который привязан к языку большого колокола. К сожалению амплитуда колебаний железного колокола было очень велика и мальчика выбросило из башни прямо на церковное кладбище, где он мигом и скончался. Местные жители приписали эту нелепую смерть к проклятию колокола, а некоторые считали, что причиной трагедии было кровное родство матери Симона с палачом, который в далеком прошлом казнил Лохмара. Общим собранием люди решили, что от ужасного колокола необходимо избавиться переплавив его. Неизвестно, было ли это необходимостью, но с тех пор из колокольной башни больше никто не выпадал.
Сами пользуемся, поэтому рекомендуем: бронируем авиабилеты на Aviasales и отели на Hotellook, смотрим экскурсии на Sputnik8, Weatlas или Tripster. Страховку оформляем на Cherehapa. Арендуем авто на EconomyBookings. Еще можно купить Ж/Д билет на Rail Europe и на автобус Flixbus. Если нужно (например, чтоб организовать шоп-тур), покупаем пакетные туры на Travelata. |