Прогулка по Праге — Мосты Праги

Оценка: 1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...

Влтава делит Прагу на две части. Если посмотреть на карту, будет видно, что река проходит как раз посредине чешской столицы. Сейчас через реку переброшено несколько великолепных мостов, украшающих как город, так и саму реку. Любопытен тот факт, что большинство ныне существующих в Праге мостов были построены буквально за последние 150 лет. До этого же город обходился лишь одним, самым древним — Карловым мостом.

Великолепные мосты Праги

Первый мост, построенный в этом городе, располагался как раз там, где сейчас находится Карлов мост. Его соорудили еще в первой половине X столетия, из дерева. Тело покойного Вацлава из Стара Болеславы провозили в Град именно по этому мосту. Несколько десятков лет мост верно служил городу, однако, наводнение 1157 года разрушило его до основания, и Владислав II, правивший в те времена, был вынужден возвести новый мост. Таким образом, вскоре Влтаву перешагнул Юдитин мост, который располагался немного севернее. Сооружение получило такое название в честь королевы Юдиты, наблюдавшей за процессом постройки. В те годы этот мост считался единственным в Европе техническим сооружением столь значительных масштабов.

Просуществовал Юдитин мост почти 200 лет, пока еще одно наводнение не обрушилось на Прагу. После потопа 1342 года мост был почти полностью уничтожен. Остатки опор этого романского сооружения — единственное, что напоминало о некогда мощном строении.

Спустя несколько лет, в 1357 году, началось строительство моста, который стоит и поныне — Карлов мост. Полукилометровое сооружение стоит на шестнадцати пилонах, соединенных арочными сводами, тогда как Юдитин мост подпирало аж 24 опоры. По всей видимости, потому он и пострадал, что чересчур препятствовал течению реки.

Карлов мост

Мост, возведенный по указу Карла IV привлекал к себе внимание инженеров и архитекторов всей Европы с момента постройки. Самый длинный мост в Европе — дрезденский — издавна считали наиболее эффектным. Пражский же всегда слыл самым прочным. Впечатляющая (на то время) ширина моста, составлявшая почти 10 метров, позволяла проводить на нем турниры, чем активно пользовались организаторы подобных мероприятий. В качестве примера можно упомянуть турнир 1436 года, состоявшийся здесь в честь короля Зигмунда.

Непосредственным создателем сего сооружения был Петр Парлеж. Период барокко подарил мосту три десятка статуй и несколько групп святых. Ряд этих архитектурных украшений стал самой длинной галереей такого рода в мире. В процесс создания этих шедевров архитектурного искусства внесли свою лепту многие ваятели этой эпохи. Помимо прочих архитекторов и скульпторов того времени, наиболее активное участие в сотворении элементов этой достопримечательности принимали мастера семьи Брокоффов, а также, Ян Бедржих Кол и Матиаш Браун. Наибольшей художественной ценностью из всех изваяний обладает скульптурная группа св. Луиттарды, автором которой является все тот же Матиаш Браун. Стоит заметить, что эта работа и прославила мастера.

Карлов мост

На долю Карлова моста выпало немало наводнений, однако он по сей день твердо стоит на Влтаве. Сильнее всех остальных был потоп 1890 года, разбушевавшийся настолько, что далеко не все скульптуры, украшавшие постройку, остались на своих местах. Мост успешно пережил множество суровых испытаний, среди которых многочисленные войны и наводнения. Он стал настоящим полем боя в 1848 году, во время революции, а до этого, в 1648 году, здесь проходила битва жителей Старого Места со шведскими войсками. Мост был свидетелем бегства Фридриха Пфальцкого, потерпевшего поражение в Белогорской битве. Все правители, руководившие чехией после Карла IV, были коронованы именно здесь, на этом мосту. Нынешнее название мост получил относительно недавно, в 1870 году. До этого же он слыл «каменным», или «пражским».

Карлов мост около пяти веков был единственным сообщающим звеном между берегами Праги. Идея о возведении еще одного моста через Влтаву родилась лишь в начале позапрошлого столетия. Сам же мост появился в 1842 году, получив название Шнирхов. Это цепное ампирное строение соединяет берега чешской столицы в том месте, где на данный момент находится Национальный театр. Простояло это сооружение, до 1901 года, а затем его заменили более современной конструкцией, которая теперь зовется мостом Легии.

Мост Легии
Мост Легии

По мере развития сети железных дорог, возникла необходимость в соединении левого берега Праги с правым посредством сооружения соответствующего строения, в результате чего и появился мост, по которому поезда попадали из Вышеграда в Смихов. Эта постройка успешно функционирует и в наше время. Годом его рождения считается 1878-й, и называется он — Мостом Палацкого, который среди всех каменных сооружений Праги стоит на втором месте после Карлова. Неподалеку от острова Штванице был сооружен еще один железнодорожный мост. В те же времена на месте нынешнего Штефаникова моста стоял цепной мост Франца I.

Stefanikuv_most
Штефаников мост

Немыслимо, но пражане и в новое время довольно-таки успешно обходилась столь малым количеством мостов. Сама же река имела совершенно иной вид: когда мостов было немного, можно было увидеть серебристую гладь Влтавы, простирающуюся на многие километры. Сейчас же мосты разбивают реку на множество небольших отрезков, что полностью меняет внешний вид водоема. В наши дни перед взглядом горожан и гостей города предстает совсем иной пейзаж: ряд мостов, выстроившись по порядку выглядят по-своему очаровательно и придают столице Чехии неповторимый колорит большого города.

Каждое из этих сооружений заслуживает отдельного упоминания, поэтому рассмотрим их более детально. Как уже говорилось, мост Палацкого стоит на втором месте среди каменных сооружений после Карлова моста. Это великолепное строение некогда украшали скульптурные группы, автором которых был И.В. Мысльбек. Снять их пришлось после нападения американской авиации, которое состоялось 14 февраля 1945 года. Со стороны Нового Места было установлено изваяние Либуша с Пршемыслом, а неподалеку от них стоял легендарный певец того времени — Лумир. На другом берегу моста можно было увидеть Забу со Славоем и Цтираду с Шаркой. Скульптуры, получившие серьезные повреждения во время этого налета были перемещены в более безопасное место в Вышеграде.

Мост Палацкого

Первое мостовое сооружение, построенное в прошлом веке, называют Йирасковым мостом (Jiráskův most). Ширина, которой сильно упростило транспортные проблемы пражан. Мост построили в 1928 году, а назван он именем писателя Алоиса Йирасека, который был автором множества исторических романов. Работал и жил он неподалеку от того места, где сейчас стоит мост. Со стороны Нового Места на мосту установлен памятник писателю, а рядом с ним — доходный дом с мемориальной доской на нем.

Ирасеков мост
Ирасеков мост

Двигаясь дальше по реке, мы встретим мост Первого мая (мост Легии, мост Легионеров), а за ним и Карлов мост, Однако, об этих сооружениях мы уже говорили выше. Следующий на очереди — Манесов мост (Mánesův most), который впервые был сдан в эксплуатацию в 1916 году. Его строительство началось еще в 1911 году, однако, в последующие годы, во время Первой мировой войны, завершить строительство так и не удалось. Этот бетонный мост сооружен возле площади Красноармейцев.

Манесов мост
Манесов мост

Следующим строением, которое мы упомянем будет бывший Мост Сватоплука Чеха (Чехов мост), являющийся самым коротким из всех. Его длина составляет всего 170 метров, а служит он соединяющим звеном между Староместской площадью и легенским берегом.

Чехов мост
Чехов мост

За этим строением следует Штефаников мост (Štefánikův most), переправляющий транспорт к легенскому туннелю. Это бетонное сооружение, на месте которого некогда стоял цепной мост, используется с 1951 года.

Штефаников мост
Штефаников мост

Немного дальше по реке находится Главков мост, состоящий из двух отдельных частей. Первая из них была построена из металла и сдана в эксплуатацию в 1910 году, вторую же часть строили из бетона, а первый транспорт по ней проехал на два года позже, в 1912 году. Это второе сооружение стало первым бетонным мостом в городе. Для украшения строения были приглашены такие известные мастера, как Маржатка, Штурса и Гутфрейнд. Главков мост можно разделить на две части, поскольку он проходит через самый большой остров в Праге — Штванице.

Главков мост

Отдельной темой для обсуждения будет одно из самых длинных мостовых сооружений в Праге — Либенский мост. Его длина составляет 341 метр, а по ширине он в два раза превосходит Карлов мост. Расстояние от левого борта до правого — 21 метр. Этим мостом соединили Либень и Голешовице. Сооружение построено из бетона, в 1982 году.

Либенский мост
Либенский мост

Почти тогда же было завершено строительство моста Защитников баррикад (Most Barikádníků) — последним строением в цепи пражских мостов. Этот мост помогает добираться из центра Праги к зоопарку. Исторически сведения гласят, что это место было опорным пунктом Пражского восстания.

Моста Защитников баррикад
Моста Защитников баррикад

Посетив Прагу, и поднявшись на Летну, турист откроет перед собой дивный вид на город, с его великолепными башнями, воротами и мостами. И тут и там Влтаву пересекает множество мостовых сооружений, создающих своеобразный каскад. Среди них и легендарный Карлов мост, который нынче не является единственным с своем роде, однако неизменно остается уникальным памятником мирового масштаба.

Не все мосты в Праге переброшены именно через Влатву. К примеру, Пороховой мост (Prašný most) построен над Оленьим рвом и является единственным въездом в Пражский град через него. Олений ров долгое время выступал в качестве естественного укрепления Града. Также, с 1565 года, в нем содержали оленей.

Пороховой мост
Пороховой мост

Идея о постройке моста через Нусельскую долину возникла несколько десятков лет назад, но, поскольку, острой необходимости в этом город не испытывал, этот проект так и продолжал висеть в воздухе. Однако, как всегда бывает, возможным становится все что угодно, как только появляется в этом нужда, и когда пришло время, от Панкрацкой долины до Нового места был построен еще один мост, Нусельский. Это свершилось в 60-х годах, поскольку десятки тысяч жителей Южного города не могли иначе быстро добраться до центра Праги. Помимо всего прочего, существовала и потребность в возведении магистрали Север-Юг, проложить которую было возможно только в этом месте. В длину это мостовое сооружение простирается на 490 метров, а под его основаниями проложена линия метро. Автомобили и прочий транспорт проезжают по мосту, стоящему над «чашей» Нусельской долины, на высоте 40 метров. Его поддерживают четыре капитальных пилона. Стоит заметить, что основной проблемой в проектировании и постройке этого сооружения было преодоление сложностей рельефа в этом месте, а вовсе не борьба с водоемом.

Нусельский мост

Эстакада автострады, связывающая Высочаны с Северным городом, во многом похожа на тот мост, что над Нусельской долиной. В скором времени в Праге будет возведен и еще один мост, который станет частью магистрали Север-Юг. Это сооружение будет проходить над вокзалом «Прага-Стршед». В какой-то степени можно считать, что он станет продолжением Главкова моста.

Пражские мостовые сооружения заслуживают уважения не только благодаря отличным техническим параметрам. Мосты разнятся между собой как материалом, взятым в строительстве за основу, так и архитектурным оформлением. Каждый из них по-своему красив и величествен. Проезжая по очереди по мостам чешской столицы, вам будут открываться все новые и новые пейзажи и панорамы, наслаждаться которыми можно бесконечно. Город не раз предстанет перед Вами в необычном ракурсе, и это поможет лучше его понять. Непременно стоит взглянуть на пражские мосты с высоты, поскольку сверху все воспринимается совершенно иначе.