В Праге, вдоль северной стороны Градчан и всей длины Пражского Града, проходит глубокий овраг, по которому течет река Бруснице. Свое название Олений ров получил от того, что когда-то здесь содержали прирученных диких животных, чаще всего это были олени и лани.
Во времена средневековья ров играл большое военно-стратегическое значение. Соединяясь на западе с Новосветским рвом, он служил защитой от нападения.
Олений ров потерял свое военное значение после того, как в конце 15 века на южном его склоне было построено Ягеллонское укрепление с мощной, на то время, артиллерией и вооружением.
В эпоху раннего ренессанса через ров был перекинут мост, получивший название — Пороховой. Также над северным склоном началось строительство Пражского Града и был возведен Королевский сад. В самом же овраге намечалось создание ботанического сада с целебными травами, но осуществить задуманное не удалось по причине повышенной влажности и затененности места.
Во время правления Рудольфа II ров до 1743 года становится заповедной зоной, где содержат прирученных диких животных. Здесь можно было встретить и хищников, например, львов, которые в период ренессанса считались геральдическими животными почти во всем европейском светском обществе.
В это время здесь был построен первый Львиный двор: прямоугольное здание, состоящее из семи загонов. Климатические условия Чехии резко отличаются от привычного, для экзотических животных, тропического климата, по этой причине хищники болели и чаще всего погибали. Не помогало даже южное расположение для выгуливания зверей, климат в низовье оврага был влажный и мало освещенный. Для спасения львов было принято решение перевести их из Оленьего рва наверх, в более солнечные районы Праги.
Но климат был не единственной проблемой в вопросе содержания и других зверей. Нехватка природного корма для животных привело к тому, что еду приходилось завозить дополнительно. А также местные жители пугали животных тем, что сбрасывали отходы и мусор в ров. Именно по этой причине в Праге над Златой улочкой была надстроена стена, закрывающая доступ к оврагу.
В 1743 году в ходе оккупации французские войска истребили абсолютно всю дичь заповедной зоны.
В 1770 году на месте Порохового моста появилась насыпь, разделив Олений ров на верхний и нижний. Регулируемый поток воды был частично отведен в водопровод. А в 1832 году в нижнем овраге (восточной части) было построено Хотковое шоссе, которое вело в Пражский Град.
Но полностью реализовать идею строения шоссе не удалось. Благодаря этому заповедная зона Оленьего рва была сохранена, как национальное достояние страны.
Общая площадь оврага составляет 8 гектаров, три из которых — это площадь верхней части, а в нижнюю часть под Градом входят остальные пять гектаров. Начинается ров от улицы У Бруснице и заканчивается у Хотковского шоссе.
Войти в верхнюю часть можно по тропинке у откоса с улицы У Бруснице или через Бастионный сад по лестнице Плечника (другое название Циклопическая). Пройти же в ров с нижней части можно через новый тоннель.
Во времена первой республики в верхнем овраге находился медвежий питомник. Эти животные были привезены в подарок легионерами из России президенту Т. Г. Масарику.
Так же в подарок ко дню рождения президента была возведена, скульптором Ф.Упрки, статуя Ночного сторожа, которая и ныне стоит недалеко от Штернбергского дворца в верхней части рва. Тут же, Старая водопроводная штольня, замаскированная небольшим фонтанам и теннисные корты ближе к западной части.
Далее можно пройти к круглой Масариковой обзорной площадке. На восстановленных террасах любил проводить время президент Т. Г. Масарик.
Нижняя часть Оленего рва была открыта лишь в 1999 году. Это была удобная тропа с Хоткового шоссе. Здесь был установлен обелиск в память жертвам фашизма (автор работы П. Янак). Так же у самого дна рва находится вход в укрытие под Градом.
В 2002 году было торжественно открыт ход, соединяющий верхний и нижний ров. Посетить Олений ров может каждый, но лишь в теплое время года и без собак. Здесь часто проходят культурные и социальные акции.
Сами пользуемся, поэтому рекомендуем: бронируем авиабилеты на Aviasales и отели на Hotellook, смотрим экскурсии на Sputnik8, Weatlas или Tripster. Страховку оформляем на Cherehapa. Арендуем авто на EconomyBookings. Еще можно купить Ж/Д билет на Rail Europe и на автобус Flixbus. Если нужно (например, чтоб организовать шоп-тур), покупаем пакетные туры на Travelata. |