Костел святого Мартина в стене (Kostel svatého Martina ve zdi) всем своим видом показывает, что он – выходец из другого времени, другой эпохи. Потемневшие камни, острая готическая крыша, стрельчатые окна — всё вызывает ощущение разверзшейся у нас на глазах глубины веков.
Костёл даже много старше, чем это кажется с первого взгляда. Ведь готические формы он приобрёл не сразу, а в процессе дальнейшей перестройки.
Сейчас костёл оказался в самом центре современной Праги, в Старом городе. А в XII веке на этом месте было всего лишь предместье на правом берегу Влтавы, Уезд, расположенное напротив Вышеграда. Жители Уезда своим покровителем считали святого Мартина, поэтому костёл, построенный в 1178 году, получил имя этого святого. И вид у костёла был совершенно не такой, как сегодня. Это было здание-крепость, в котором равно можно было и молиться богу, и защищать жителей поселения от врагов. Костёл получился в романском стиле, однонефный, с колоннами и мощными стенами.
Пришло время, и Уезд поглотила расширяющаяся Прага. Он был просто подарен Собеславу II, тогдашнему королю Чехии. А что касается стены, фигурирующей в названии костёла, то она действительно имела место быть. Она прошла через костёл насквозь, разделив его на 2 части: одна часть принадлежала Старому городу, а вторая – Новому. Историки до сих пор гадают, почему Карл IV в середине XIV века так поступил, что его к этому подвигло, но разумного объяснения не находят. А тем не менее, причина таких действий должна существовать, и это, возможно только одна из тайн, которые хранит древнее здание костёла. С тех пор и укоренилось название – «Костел святого Мартина в стене».
Стиль ранних христианских построек, романский, в котором костёл был выстроен, не смог дожить до наших дней. Тогда в помещении был один неф и аспида полукруглой формы. Изо всего этого сохранилась только одна колонна, на неё обращают внимание посетители церкви.
При том же Карле IV костел подвергся перестройке, и ему были приданы готические черты. В то время готика господствовала в архитектуре, людям казалось, что, устремляя свои здания ввысь, они становятся ближе к богу. Здание костёла приобрело в результате реконструкции сводчатый потолок, колонны его удлинились.
В следующем веке, XV, костёл оказался обязан новой перестройкой купеческой семье Гольц из Кветнице. Костёл в это время стал ещё выше на целых 1½ метра, у него появились три нефа, а потолок стал нервюрным, то есть – рёберным. Семья оборудовала для себя личное молельное место в боковом нефе – маленькое помещение, и укрепила собственный герб на церковном фасаде.
И когда всё уже было так хорошо, случился пожар, и костёл сгорел. Однако в 1678 году его восстановили, и при оформлении добавили несколько декоративных деталей несвойственного стиля – барочного. Внутри костёла потолки расписали, изобразив праотца Адама и праматерь Еву как участников сцен из Ветхого завета. При этом Адам был в одежде, а Ева явилась посетителям церкви обнажённой. Это был смелый поступок художника, потому что персонажей из Библии в то время не изображали таким образом, и исключение в этом плане было единственное – потолок Сикстинской капеллы.
Вход, которым пользуются сегодняшние гости церкви, был построен в 1779 году.
Однако вскоре после посещения здания костёла Иозефом II, австрийским императором, появился вердикт о том, что в здании находиться опасно, так как оно вредит здоровью горожан. Непонятно, что так повлияло на императора, но с конца 70-х годов XVIII века здание стало влачить жалкое существование. Сначала там организовали склад, потом разместили торговые лавки и даже ресторан. Это было уже в XIX веке, однако вскоре судьбе костёла суждено было снова измениться, на этот раз – в лучшую сторону.
Нашёлся такой человек, Камил Гилберт, которому бросились в глаза фрагменты той, единственной уцелевшей, романской колонны, которая смотрелась странно среди ресторанного антуража. Внимание общественности было привлечено, настроения руководства изменились, и восстановление костёла началось. В восстановленном здании костёла расположилась церковь евангелистов.
О фигурке насмешливо улыбающегося мальчишки на крыше костёла повествует легенда, которую знают в Праге все. Мальчишка этот, сын бедной горожанки, не желал помогать матери, а проводил время в играх и баловстве. Одним из его любимых занятий были всяческие дразнилки и насмешки, которыми он донимал жителей окрестности. Однажды, взобравшись на крышу костёла, он предался любимому занятию, насмехаясь над проходившей процессией. Разгневанная мать, заметив его, в сердцах пожелала ему окаменеть на месте, что и было немедленно исполнено.
Ещё одна легенда касается гуситского движения. В то время гуситы подвергались гонениям, им приходилось встречаться тайно, и таким местом сбора служил костёл святого Мартина. Человек, который в то время служил в костёле, по имени Ян из Градеца, ввёл в практику причащение прихожан хлебом и вином. Это было смелое новшество, поскольку до этого только священники допускались к причастию. Гуситы таким своеобразным способом хотели подчеркнуть, что перед богом равны все. В обряде причащения фигурировала золотая чаша, и гуситы с тех времён получили прозвище чашников.
Это – только две известные легенды. А сколько других, заблудившихся во тьме веков и не добравшихся до нах, хранят тёмные камни… Во всяком случае, само здание костёла святого Мартина в стене свидетельствует о том, что судьба здания, как и судьба человека, может поворачиваться разными сторонами, и никто не знает, чего ожидать от неё завтра. Спорить с ней не получается, но можно просто потерпеть и дождаться светлой полосы.
Как добраться
Адрес: Martinská, № 8, Praha 1, сайт — martinvezdi.eu
Можно поехать на метро до станции Můstek (Мост). Или использовать один из трамвае, с №№ маршрутов B, 6, 9, 18, 22; 53, 57, 58, 59. Выходить из трамвая надо на остановке Národní třída (Национальный проспект).
Костел святого Мартина в стене на карте
[googlemap address=»Martinská 8, Praha 1″ maptype=»ROADMAP» zoom=»19″ width=»580″ height=»350″ marker=»false» scrollwheel=»false» longitude=»» latitude=»»]Костел святого Мартина в стене[/googlemap]